Три вещи некогда не возвращаются обратно –
Время, слово, возможность.
Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
Конфуций.
Контент 14+ У каждого человека, который близко не знаком с историей, философией, мировоззрением и жизненным укладом Китая, при одном упоминании этой страны, в голове возникают почти одни и те же картинки: Великая Китайская стена, красочные шествия и праздники, обилие всевозможных традиций и масса поклонов друг другу.
Почти все слышали фразы типа «Загадочный Китай», «Великая Срединная империя», «Империя Желтого Дракона». Но далеко не всем известно, что стоит за этими понятиями, что сделало Китай великим, и почему огромные массы, абсолютно разных и непохожих друг на друга людей, стали еще в древности именоваться Империей…
История Китая, по некоторым данным, насчитывает от 4.5 до 5.5 тысяч лет. Мы не будем углубляться в доисторические, мифологизированные времена, а остановимся на эпохе распада династии Восточная Джоу (770 год до н.э. – 255 год до н.э.) и периоде Сражающихся Царств (403 год до н.э. – 256 год до н.э.).
Это был сложный, кровавый период в истории Китая. Период разобщенности, постоянных войн и сражений древних царств. Хозяин одной провинции грабил правителя другой, сосед убивал соседа. Страна нуждалась в единой системе управления, в общей идее жизненных ценностей, во внутреннем стержне нации.
Именно в это непростое время, по всей Поднебесной, появляется и стремительно овладевает умами сотен тысяч людей новое учение под названием Конфуцианство. Да, да, именно учение, а не религия.
Основателем этого учения стал выдающийся китайский мыслитель, философ, мудрец и общественный деятель Конфуций. В самом Китае он носил имя Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун.
Датой рождения Кун-цзы принято считать 551 год до нашей эры, местом рождения – город Цзоу царства Лу (нынешний ЦюйФу в провинции Шаньдун).
Отец будущего мыслителя, Шулян Хэ , был потомком знатного, аристократического рода Кун. На протяжении многих веков, предки Шулян Хэ занимали высокие посты в иерархии царства Лу, но к моменту рождения Кун-цзы семья почти утратила влияние и известность.
Отцу Конфуция было уже 66 лет, когда он, в третий раз, решил жениться на молодой девушке по имени Янь Чженцзай. Причиной такого позднего брака было то, что от первых двух жен у него родилось 9 девочек, а наследника не было. Именно третья жена и подарила ему сына.
Когда маленькому Цю (именно так назвали родители своего мальчика при рождении) исполнилось три года, умер его отец, Янь Чженцзай пришлось покинуть семейство Кун и жить с сыном самостоятельно. Несмотря на тяжелые жизненные условия, она старалась воспитывать Цю в рамках высоких моральных традиций. В 7 лет Кун-цзы отправляется в школу, где проявляет огромное прилежание, трудолюбие и жажду к знаниям. В 15 лет, на выпускных испытаниях, он, единственный из всех учеников, сдал все экзамены на отлично. После этого молодой Конфуций продолжал настойчиво заниматься самообразованием и к 20 годам прослыл очень культурным, грамотным и достойным человеком.
Несмотря на довольно юный возраст, Кун-цзы стали приглашать на ответственные посты и должности к знатным и богатым аристократам. И везде он проявлял себя с самой лучшей стороны.
Однако высокий чиновничий ранг не являлся для Конфуция самоцелью и пределом желаний. Он мечтал создать свою Школу, свое учение, иметь возможность передавать свои знания ученикам и строить гармоничное общество. Особенно это стремление возросло после того, как по приглашению самого правителя, он посетил столицу Поднебесной. Это событие дало возможность Конфуцию почувствовать себя хранителем древних традиций. Он основывает Школу, которая учит людей познавать Законы окружающего мира и раскрывать свои собственные возможности. Через несколько лет его Школа становится известной по всему Китаю.
В то время в Срединной Империи существовали два религиозных направления – Буддизм и Даосизм. Они рассматривали вопросы натурфилософии, космогонии, отношений человека с единым неделимым Дао, и достижении Нирваны. Не критикуя, и не принижая всех достоинств этих двух религий, Конфуций создает свое, антропоцентрическое учение. В центре его внимания оказывается сам человек, его проблемы, умственный и нравственный облик. Кун-цзы разработал концепцию Идеального человека (цзюнь-цзы). «Идеальным» человек становится не по происхождению, а с помощью непрерывной работы над собой, взращиванию в себе высоких нравственных и культурных идеалов.
Краеугольным камнем учения Конфуция является понятие о «Пяти добродетелях благородного мужа»:
- Жень – человеколюбие.
- Чжи – мудрость.
- И – справедливость.
- Ли – ритуал.
- Синь – искренность.
Слава о Кун-цзы разлетелась далеко за границы соседних царств. Высокой оценкой его мудрости стало приглашение занять один из самых ответственных постов в государстве – пост Министра правосудия. На этой должности ученый-философ сделал очень много для развития и процветания своей страны. Однако из-за дворцовых интриг и зависти придворных чиновников, через несколько лет Конфуций покидает этот пост и со своими ближайшими учениками и соратниками отправляется в путешествие по всем провинциям Китая.
Он учит и наставляет высоких правителей и нищих, князей и простых тружеников, стариков и молодых. За 14 лет беспрерывной проповеднической деятельности, Кун-цзы посещает 9 самых крупных и влиятельных царств Китая. Почет и уважение становится всенародным.
В 484 году до н.э. Конфуций возвращается в свой родной город Цзоу и полностью посвящает себя наставнической деятельности. Количество его приверженцев исчесляется десятками тысяч…
Великий китайский мудрец покинул этот мир в 479 году до н. э. На тот момент ему исполнилось 73 года.
Жизнь и наследие Кун-фу-цзы, вот уже на протяжении 2,5 тысяч лет, вызывает огромный интерес у, как минимум, 7 миллионов его последователей во всех уголках нашего мира.
===Влад ЗавЛен===